Переживёт ли бизнес вторую волну пандемии
Количество выявленных новых больных коронавирусной инфекцией снова превышает показатели. На 5 октября - в Москве заразились еще 3,5 тысячи, а по России - 10,8 тысяч. Мэр Москвы рекомендовал пенсионерам и страдающим хроническими заболеваниями оставаться дома, работодателей же попросили в обязательном порядке отправить сотрудников на удаленную работу.
Что специалисты думают о последствиях для бизнеса, если нам придется столкнуться со второй волной коронавируса и последующими ограничениями. Для начала вспомним события первой волны.
Началось все в марте. 30 марта в Москве было зафиксировано 212 коронавирусных больных, в тот же день был введен режим самоизоляции. Остановили работу ТЦ, фитнес-клубов, салонов красоты, непродовольственных торговых точек, а также агенств недвижимости. Ограничения снимались не сразу, было предусмотрено несколько этапов. Вот какие можно выделить для рынка недвижимости:
- С 13 апреля по 12 мая было остановлено строительство в столице. В мае работа возобновилась на 460 объектах.
- С 25 мая снова начали функционировать МФЦ "Мои документы", таким образом можно было снова проводить разные операции с недвижимостью.
- В первый день лета снова открылись ТЦ, непродовольственные магазины, плюс автомобильные салоны и разные компании, предоставляющие те или иные услуги. На следующий день девелоперы уже могли вернуться в офисы продаж новостроек. В середине месяца возобновили работу риэлторы и разные агенства. Помимо этого можно было открыть рестораны с летними верандами.
- Почти все ограничения были сняты 23 июня.
Фитнес-клубы. Чего ждать?
Елена Силина, президент Национального фитнес-сообщества:
Наш бизнес совсем недавно начал вставать на ноги после долгого кризиса из-за весенней пандемии. По нашим данным, сейчас больше половины, а это 65 процентов фитнес-залов работают в убытоок, остальная часть - в ноль. При этом клубы открыты, но полноценно работать и сегодня не способны, не все зоны до сих пор доступны. Чего ждать, если накатит вторая волна? Ничего хорошего. К февралю следующего года будет меньше на 70 процентов фитнес-залов. Это даже не догадки, а мнение. Оно основано на том, что после первого карантина 30 процентов залов не смогли дождаться конца ограничений. Что может спасти? Только мощная государственная поддержка. Тут нужен мораторий на возвраты клубных карт, послабления по налогам, субсидии...
Торговые центры и магазины.
Анна Никандрова, партнер консалтинговой компании Colliers International:
Не известно, будут ли закрывать ТЦ, магазины, офисные помещения, фитнес-залы и прочее. Если начнутся закрытия, то на какой период. Большинство еще в ту волну приложили максимум усилий в плане финансов. Свободные средства остались далеко не у всех, которые могли бы еще дать возможность продержаться на долгий срок. Если ТЦ и ритейл снова закроют, то бизнес загнётся. Хочется верить, что власти услышали призыв бизнесменов. Уж лучше штрафы и контроль, чем закрытие.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL:
Не так много офисов, которые остались пусты, а все сотрудники остались на удаленке. Это уж близко к единицам, исключениям и касается международных организаций, но даже в них нельзя сказать, что прям офисы совсем пустуют, поскольку есть работа, которую просто так из дома не сделаешь. Но многие - и в основном опять же международные - задумались или сделали попытку внедрить дистанционную работу несколько дней в неделю на постоянный формат. Если говорить о долгосрочных планах, то всё пока на стадии разработки. Пока это всё лишь на краткий или средний период. Ждем и надеемся, что их реализация и адаптация к реальности новых дней пройдет в течение года, поскольку пока организациям надо осознать ту работу, что можно сделать дистанционно, плюс договориться с арендаторами, если придется оптимизировать пространство. Хуже всего пандемия сказалась на работе ТЦ и некоторых торговых точек. Конечно, посмотрим, какие в дальнейшем будут ограничения. Случится вторая волна? Значит придется по второму кругу говорить с арендаторами, переподписывать договора, говорить о послаблениях. Разумеется, будет и рост вакантности в ТЦ. Пока ждем роста доли свободных площадей на 8 или 10 процентов. Но хочется верить, что как в мае ТЦ закрывать не будут.
Иван Татаринов, ком.директор девелоперской компании Glincom:
При возвращении таких же ограничений, как в апреле-мае, то больше всего пострадают ТЦ и непродовольственные торговые точки. Они и сегодня толком не восстановились от прошлой пандемии, а вторая волна накроет их с головой. Посещаемость большинства городских моллов пока не вернулась до прежних показателей, и ограничения максимально по ним ударят, если и вовсе не добьют окончательно. По поводу офисов, то они тоже не заполнены все. У нас, к примеру, заполняемость равна 70 процентам до времен пандемии, при этом арендные договоры еще в силе. Впрочем, не нужно ждать больших потрясений здесь - полноценного перехода бизнеса на дистанционную работу и полного отказа от офисов не произошло, всё это лишь носит временный характер.
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank:
Если случится вторая волна пандемии, у арендеторов настанут те же последствия, что и до этого. Уличному ретейлу придется не сладко. Придется снова закрывать помещения. Если уровень дойдёт до критической точки, людей опять посадят дома, оборотов не будет. Арендаторам будет еще хуже, поскольку и сейчас они еще толком не восстановились. Определенное число бизнесменов смогло договориться об арендных льготах, кому-то удалось выйти из льгот на повышенные ставки, сравнимые с началом нынешнего года. При наступлении нового витка коронавируса, то будет гораздо больше пустых витрин, прилавков. Увеличиться не только вакантность площадей, но и ставки по аренде могут упасть на 30 процентов и надолго. Будет страх перед очередными волнами, уже третьими или четвертыми по счету. Ведь всегда есть вероятность, что всё вернётся, отсюда и страхи. Есть случаи, когда о форс-мажорах договариваются заранее и пересматривают арендные договора. Арендаторы думают о возможных кризисах в будущем, поэтому ставят те или иные пункты в договора, например, снизить аренду или вовсе ее убрать на период повтора пандемии. То есть стороны делают попытки регулирования возможных отрицательных последствий, когда подписывают новые соглашения.
Офисы
Роман Амелин, директор департамента коммерческой недвижимости агентства Point Estate:
Думаю, говоря о коммерческом рынке недвижимости, то повтор пандемии отрицательно скажется на среднем и малом бизнесе. Когда завершилась первая волна пандемии и сняли разные ограничения, в новых арендных договорах арендаторы предусмотрели, как будут выплачиваться платежи, если дело дойдет до второй волны, таким образом у собственника нет возможности исключить компромиссы и ставить свои условия. В итоге если кризис вё-таки случится и ограничения вернутся, будет большой удар по владельцам ТЦ и офисов, их арендадоторы могут просто остановить все выплаты со ссылкой на договор. Плюс большинству ретейлеров придётся остановить работу, в том числе и ТЦ, и фитнес-залы. В результате потери, которые будут исчисляться миллионами, поиск вариантов, как можно вести бизнес в новых реалиях, перенос деятельности в онлайн-режим, как уже пришлось делать весной. Сегодня офисы теряют свою необходимость и спрос, ставки становятся ниже. Достаточно взять "Москва-сити", в которой ставки в основном понизились на 10, а то и 15 процентов.
Михаил Иванов, гендиректор СК «Перспектива»:
Прогнозы давать преждевременно. Ещё непонятно, чем осенняя пандемия будет отличаться от весенней. Непонятно, какими будут ограничения - полноценными или частичными, закроют ли ТЦ и БЦ, надолго ли, что предпримут власти, услышат ли они голос предпринимателей о поддержке. Увы, денежные ресурсы у собственников и арендаторов пусты, будет крайне тяжело пережить вторую пандемию. Даже если ее срок будет не долгий. В московские ТЦ посетители возвращаются неохотно, офисная загрузка и сегодня не велика. Точно ясно, что изменения все рыночные сегменты переживут. Например, в торговой отрасли актуален переход в онлайн, за ним будущее. Популярные бренды и частники также перераспределяют продажи в интернет-формат. В офисах консерватизма бобольше. Помочь могут большие корпорации, государство, плюс компании, вышедшие из кризиса и даже поднявшие свои обороты. Малому бизнесу останется выбирать офисы небольшой площади.
Александр Галицын, гендиректор WE KNOW:
Сюрпризом возвращение коронавируса не будет. Многие арендаторы приготовили подушку безопасности в ожидании негативного варианта, одни сменил площадку, другие всё ещё платят долги. Не будет резких перетурбаций. Если выручка упадет, то компаниям придется сокращать персонал, то есть увеличатся вакантные площади. За первые 6 месяцев он увеличился в районе 2 процентов по предложениям класса А. Ясно, что из центра города многие отправятся искать счастье на окраины. По поводу роста ставок аренды, то по прогнозам рост будет в районе 20 процентов. Одни говорят про конец нынешнего года, другие - про начало следующего.
Замдиректора отдела исследований рынка CBRE Маргарита Кабалкина:
Опыт дистанционной работы с весны у многих уже появился, поэтому есть некоторое понимание, как это использовать дальше. После снятия ограничений в офис вернулись не все, и такой формат сохранится, если коронавирус опять вернётся. Также это остро поднимет вопрос, касаемый оценки объема площадей под офис, плюс о гибкости, если потребуется.